вторник, 15 июня 2010 г.

Человечество строит города уже 9000 лет, но похоже, это была лишь разминка перед тем, что будет в ближайшие четыре десятилетия. Нью-Сонгдо – самый дерзкий городской проект со времен Бразилиа.


Уже сейчас, человека, официально можно признать городским видом: более половины людей, 3,3 млрд., живут в городах. Предполагается, что это число примерно удвоится к 2050 году. 
Войну против глобального потепления придется вести прямо на городских улицах. 20 крупнейших мегаполисов потребляют 75% энергии, производимой в мире… Это еще не считая мест для тех 700 миллионов, которых сгонят с места климатические изменения».
Именно этот сокрушительный демографический тренд привел Cisco в бизнес «быстровозводимых городов»… Мы пытаемся клонировать города… Cisco хочет поставлять не только трубы и провода: компания вместе с Гейлом, 3M, United Technologies и архитекторами Kohn Pedersen Fox (KPF) собирается создать новый рынок – «быстровозводимых городов»… - построить 20 новых городов в Индии и Китае, используя Нью-Сонгдо как образец… каждый следующий будет строиться быстрее, лучше и дешевле. Cisco будет предоставлять «город как услугу», соединяя всю городскую инфраструктуру (канализацию, электричество, транспорт, телефонию) в единый интернет-сервис, списывающий небольшой процент со счета каждого горожанина. В Cisco думают заработать на проекте Smart + Connected Communities («Умные + Связанные Сообщества») до $30 млрд.
«Одному Китаю нужно пятьсот таких городов, как Нью-Сонгдо», – говорит мне Гейл. Контракт на строительство следующих двух он уже заключил [полный текст статьи на русском].
Оригинал статьи на fastcompany.com [англ.]



Компании Cisco и Gale хотят покрыть всю Азию городами-клонами
 ------ [полный текст] ------

Стэн Гейл, председатель девелоперской компании Gale, сияет, как молодой отец. Выскочив из приемной, он раздает сигары всем, кто рядом. Поманив меня следовать за собой, он неторопливо идет прямо сквозь восемь полос уличного движения к своему детищу, рожденному прежде срока, несколько дней назад.

Десять лет назад Гейл был строителем и посредником по продаже офисных комплексов, а потом прославился тем, что снес бостонский памятник архитектуры, магазин Filene's Basement, – на этом месте осталась лишь дырка в земле.

Но его жизнь изменилась в 2001 году, после одного звонка из Южной Кореи. Представители корейского правительства нашли его сайт и сделали деловое предложение, от которого до Гейла все отказывались: Гейл берет кредит в $35 млрд у корейских банков и крупнейшей сталелитейной корпорации страны и на эти деньги строит с нуля город.

Город должен был быть размером с центр Бостона, только с более высокими зданиями и более плотной застройкой, на искусственном илистом острове в Желтом море. Гейл приехал осмотреть будущий строительный участок и увидел лишь просторы открытого моря. Но все равно согласился.

УМНЫЕ ВОДОПРОВОДЧИКИ

Город Нью-Сонгдо будет закончен в лучшем случае к 2015 году, но уже в августе 2009 года Гейл разрезал ленту перед «Центральным Парком» площадью в 400 000 кв. м. Он, как и многое другое на острове, построен по манхэттенскому образцу. Со всех четырех сторон его окружают малоэтажные здания и шпили небоскребов: многоквартирные дома, офисы, даже самое высокое здание в Южной Корее – Торговая башня Северо-Восточной Азии, высотой около 305 метров.

Прогуливаясь по парку, мы слышим жужжание цикад, гудение пил, мощные удары пневматических молотов, забивающих сваи. Я спрашиваю, запустил ли он уже рыбу в воду нового канала. «Да он только четыре дня как открыт!» – брызжет слюной Гейл. Похоже, он забыл, что отдыхать ему положено только в день седьмой.

Что касается игры в Господа Бога (или в SimCity), то Нью-Сонгдо – самый дерзкий городской проект со времен Бразилиа. Бразилиа, построенный полвека назад, конечно, был просто катастрофой: грандиозный и чудовищно раздутый город сразу же оказался окружен кольцом трущоб. С Нью-Сонгдо все должно получиться иначе, так как от его успеха зависит слишком многое – не только то, сможет ли Гейл вернуть кредиты.

Еще на стадии замысла Нью-Сонгдо рассматривали как экспериментальный прототип сообщества будущего. Проект «зеленого» города сразу одобрила LEED, ассоциация по разработкам в области энергетики и экологии: он будет выделять лишь треть парниковых газов по сравнению с обычным городом такого масштаба (300 000 людей в дневное время).

Это и международный деловой квартал, и «аэрополис» со своим аэропортом. При этом близость к Китаю будет важнее, чем к столице страны Сеулу. Предполагается, что это будет «умный город», где на каждом шагу чипы будут обмениваться данными. И все это было задумано задолго до того, как IBM стала проповедовать идею «Сделаем планету разумнее».

Из-за смелости замысла, надолго опережавшего свое время, Гейлу было довольно сложно найти партнера по технической стороне проекта. Первым претендентом на эту роль был корейский промышленный конгломерат LG, но ни одна из разработанных им идей не дошла до стадии прототипа.

Следующим кандидатом стала Microsoft. C компанией был подписан договор, давший ей карт-бланш на разработку образа будущего города. «Строительство города с нуля – уникальная возможность создать идеальную с технологической точки зрения инфраструктуру», – хвастался Билл Гейтс. Но не успели инженеры из Microsoft замерить шторы, как Гейл решил, что лучше будет позвать водопроводчика, и разорвал контракт с Microsoft, сделав выбор в пользу Cisco.

Прошлой весной сетевой гигант Cisco стал эксклюзивным поставщиком цифровой «канализации» для Нью-Сонгдо. Cisco не просто устанавливает везде роутеры и коммутаторы – не говоря уже о банальной общегородской сети Wi-Fi, от компании ждут, что каждый квадратный сантиметр будущего города будет покрыт электронными «синапсами». Магистральные каналы под улицами, волокно, пронизывающее каждую стену и предмет обстановки – компания обещает, что работать Нью-Сонгдо будет на «информационном топливе». 

Диспетчерская Cisco станет стволом головного мозга будущего города.
И это только начало. Cisco хочет поставлять не только трубы и провода: компания вместе с Гейлом, 3M, United Technologies и архитекторами Kohn Pedersen Fox (KPF) собирается создать новый рынок – «быстровозводимых городов». На конференции Cisco, проведенной прошлым летом неподалеку от Нью-Сонгдо, Гейл ошеломил всех присутствующих, рассказав о своих стратегических планах: построить 20 новых городов в Индии и Китае, используя Нью-Сонгдо как образец. В духе закона Мура, заявил он, каждый следующий будет строиться быстрее, лучше и дешевле.

В Cisco думают заработать на проекте Smart + Connected Communities («Умные + Связанные Сообщества») до $30 млрд. Это не только установка базовой инфраструктуры, но и продажа оборудования для конечных пользователей, а также обслуживание. Представьте себе: построенная Cisco цифровая инфраструктура, экраны для видеоконференций Cisco TelePresence в каждом доме и офисе, инженеры, прислушивающиеся к жизни города и поставляющие за небольшую абонентскую плату все новые и все более жадные до трафика сервисы под брендом Cisco.

Слышали о модели программного обеспечения как услуги (SaaS)? Так вот, Cisco будет предоставлять «город как услугу», соединяя всю городскую инфраструктуру (канализацию, электричество, транспорт, телефонию) в единый интернет-сервис, списывающий небольшой процент со счета каждого горожанина.

«Оборудование уже установлено, теперь нам нужно только программное обеспечение, – обращается Гейл к руководителям Cisco в Нью-Сонгдо. – Это будет классный город, «умный » город. И это только начало, мы собираемся построить 20 таких же городов по этому образцу. «Зеленые» технологии! Рост! Экспорт!» У всех отвисают челюсти. «Одному Китаю нужно пятьсот таких городов, как Нью-Сонгдо», – говорит мне Гейл. Контракт на строительство следующих двух он уже заключил.

БОМБА ИЗ АРАБОВ

Китаю не нужны классные, экологичные, «умные » города. Ему просто нужны города. Пятьсот таких, как Нью-Сонгдо – это минимум. Сотня таких – и будет куда поселить 100 млн крестьян, по миллиону в каждый.  

Человечество строит города уже 9000 лет, но похоже, это была лишь разминка перед тем, что будет в ближайшие четыре десятилетия.
Сейчас нас уже официально можно признать городским видом: более половины людей, 3,3 млрд, живут в городах. Предполагается, что это число примерно удвоится к 2050 году, каждый день прирастая на один Нью-Сонгдо. ООН предсказывает, что основной приток произойдет в маленькие города в Африке и Азии.

«В традиционных городах начинается нестабильность, – предупреждает Саския Сассен, социолог из университета Колумбия, ведущий эксперт по глобализации городов. – Они станут полями новых войн – за воду, за чистую окружающую среду. Это еще не считая мест для тех 700 миллионов, которых сгонят с места климатические изменения».

Социолог Майк Дэвис предсказывал в своей апокалиптической книжке «Планета Трущоб», что «города будущего будут построены не из стекла и стали <...>, а скорее, из грубого кирпича, соломы, переработанного пластика, цементных плит и древесных отходов». Во многих местах так и есть.

Именно этот сокрушительный демографический тренд привел Cisco в бизнес «быстровозводимых городов». Первый раз Гейл обратился к генеральному директору Cisco Джону Чэмберсу еще пять лет назад. «Но тогда мы не были к этому готовы», – объясняет директор по глобализации Cisco Вим Элфринк. Только в 2006 году, когда бывший президент США Билл Клинтон предложил компании участвовать в борьбе с глобальным потеплением, участие в проекте «быстровозводимых городов» привлекло их. «Теперь мы наверстываем», – улыбается Элфринк.

Два года назад король Саудовской Аравии Абдулла бин Абдульазиз обратился к компании за помощью в разработке плана четырех новых городов, на общую сумму в $70 млрд. Его цели были амбициозны: построить в Саудовской Аравии свою Кремниевую долину, чтобы создать больше миллиона рабочих мест и увеличить долю несырьевых секторов в ВВП почти на 50% всего за десять лет.

В этих «экономичных городах» предполагалось поселить и трудоустроить половину из 10 млн арабов младше 17 лет: им необходима работа, они плохо образованы, и их часто называют «человеческой бомбой замедленного действия». Задача Cisco, какой бы невыполнимой она ни казалась, состояла в том, чтобы помочь обезвредить эту бомбу. Первый из таких городов открылся в прошлом году, но ни один из них не сопоставим по размаху с Нью-Сонгдо.

IBM ПРОТИВ CO2

В то время, как развивающиеся страны борются с угрозой перенаселения, мир готовится к другому сражению – c изменением климата. Войну против глобального потепления придется вести прямо на городских улицах. 20 крупнейших мегаполисов потребляют 75% энергии, производимой в мире. Здания генерируют 15% всех парниковых газов – это больше, чем весь транспорт (13,5%).

Если не произойдет технологического прорыва сразу в нескольких направлениях: солнечные батареи, биотопливо, топливные элементы, то кратчайший путь к сокращению объема парниковых газов – это экономия энергии и эффективность использования ресурсов.

Города почти невозможно «разобрать» и проанализировать, в отличие от, например, сети Wal-mart, где можно в реальном времени «заглянуть» в каждый магазин и каждый грузовик, увидеть, что происходит на каждом складе. Однако, если вживить городу сеть программных датчиков, то кто знает, какие вдруг откроются возможности для экономии?

Если здания, электрическая сеть, газовая сеть, дороги, мобильные телефоны, квартиры и все прочее смогут «разговаривать» друг с другом, то такая информация поможет выявить пустые траты и способы их избежать. Подобно тому, как компьютеризация корпораций сделала их более скоростными и эффективными, компьютеризация городов может сделать эффективнее работу таких традиционных объектов, как, например, электрическая сеть.

В прошлом году с экранов телевизоров лилась реклама IBM «Сделаем планету разумнее». Оказывается, что даже самые простые нововведения могут существенно повлиять на объем выбросов. В Стокгольме внедрение при помощи IBM высокотехнологичной схемы платы за создание заторов увеличило сборы на $80 млн, а загрузка дорог и объем выбросов CO2 сократились на 18%. В Вашингтоне предварительные тесты технологии Smart grid показали, что можно снизить пиковые нагрузки на электросеть по всей стране, избежав необходимости в ближайшие 20 лет строить до 30 угольных электростанций.

«Все можно соединить, все может стать экологичным», – обещает Элфринк, подсчитавший, что помимо создания миллионов рабочих мест, внедрение умных технологий может уменьшить выбросы на 15% в течение следующего десятилетия. Более того, можно сэкономить тонну CO2 на каждого человека, а также почти $1 трлн. Рынок «умных » электрических сетей «может оказаться больше, чем весь интернет», – говорит Чэмберс.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ГОРОДА

IBM пока сосредоточена на сложной, но необходимой задаче модернизации существующих городов. Cisco же пошла вперед и строит новые города с нуля. Компания уже продемонстрировала на примере Нью-Сонгдо, как технология может использоваться для управления потреблением энергии: подстраивать яркость освещения, температуру обогревателей и выключать ненужные приборы.

Следующий шаг, говорит Элфринк, – создать что-то вроде городской операционной системы, а затем изобрести и разработать новые услуги, упрощающие все от здравоохранения и образования до транспорта и походов по магазинам. Cisco и Gale смогут брать свою долю со всех транзакций, проводимых с помощью их программного обеспечения.

Cisco придает большое значение этой илистой горе в Желтом море, и это отражает стратегический план Чэмберса – отойти от продажи роутеров и коммутаторов. Его подчиненные работают над получением 30 различных контрактов, по $1 млрд каждый. Он называет их «смежными». В Нью-Сонгдо будет несколько таких проектов.

«Раньше мы были водопроводчиками, – рассказывал мне Чэмберс на недавней встрече, организованной Биллом Клинтоном в Нью-Йорке. – И мы гордились этой ролью. Это почетная профессия, и мы много заработали. Но теперь мы двигаемся от водопроводов к тому, чтобы стать платформой для инноваций. И вместо того, чтобы делать так, как большинство высокотехнологичных компаний, – продавать отдельные продукты и затем, возможно, связывать их воедино, – Cisco заполняет образовавшуюся в индустрии пустоту. Компания не только обеспечивает технологическую архитектуру, но и предлагает правительствам стратегию ее использования для изменения всего общества».

АНТРОПОЛОГИ ИЗ CISCO

Всего несколько лет назад «умные города» казались лишь фантастическими образами из фильмов «Бегущий по лезвию бритвы» и «Особое мнение». Как бы их ни называли, от «цифровых домов» до «вездесущих вычислений», ощущение было такое, что вообще-то это никому не нужно – ни звонки по видеофону, ни подключенные к интернету холодильники.

«Сейчас мы смотрим на это с более практической точки зрения, так как главная ценность – возможность устойчивого развития», – провозгласил Элфринк за завтраком в Нью-Сонгдо в прошлом августе. Он приехал на открытие Инчхонской Глобальной ярмарки – нечто вроде международной выставки в честь Нью-Сонгдо.

У Элфринка заметный датский акцент. Он легко переходит прямо посреди фразы от антропологии к мельчайшим техническим деталям. Он занимается вопросами стратегического развития Cisco в бангалорском офисе компании и кроме этого руководит сервисным подразделением c бюджетом в $7 млрд.
«Несколько недель назад я был основным докладчиком на конференции ООН в Дели о среде проживания, – рассказывает он. – Они годами боролись с урбанизацией, считая, что нужно ее замедлить. Но ее нельзя остановить. Ведь это не проклятие, а возможность».

Действительно, урбанизация кажется прекрасным шансом, если вы – технологическая корпорация. Гора технических докладов по темам вроде «Цифровые города», «Город 2.0», «Разумная урбанизация» и даже «Центральная нервная система земного шара» выросла из недр таких компаний, как HP, Autodesk, Oracle, Cisco.

Это столь новый рынок, что никто не может точно оценить его объемы и прибыльность. Наиболее обоснованную оценку предлагает исследовательская компания IDC – $122 млрд в ближайшие два года. Но более правильным ответом было бы: «А сколько у вас есть?»

Правительства сейчас предполагают потратить $3 трлн на стимулирование экономики, а также $35 трлн на глобальную инфраструктуру в течение ближайших двадцати лет. Краткосрочная стратегия технологических корпораций выглядит так: добудьте деньги любым способом, внедрите пилотный проект умной электрической сети или даже «умной канализации», и рано или поздно кто-нибудь захочет все это внедрить. А значит, будет возможность компьютеризировать город с нуля.
IBM выбрала неожиданную площадку для эксперимента – город Дубук, штат Айова, c населением 60 000 человек. Такой подход вполне понятен в рамках их более узкой стратегии модернизации существующих городов, в основном на западном побережье.

Cisco же надеется подтвердить правильность своей модели при строительстве «быстровозводимых городов» в развивающихся странах. Кроме проектов короля Абдуллы, есть еще «Энергетический город» Катара и индийский Гуджарат, «Международный финансовый и технический центр», известный скорее по своей удачной английской аббревиатуре – GIFT, «Дар». Еще шесть городов – в проекте.

По оценкам Элфринка, в ближайшие десять лет на строительство «быстровозводимых городов» будет выделено минимум $500 млрд, из них только на прокладку кабельной сети пойдет от 10 до 15 млрд. Cisco надеется получить еще $15 млрд за обслуживание этих систем, продавая эти сервисы как горожанам, так и городским властям. Для начала это будут «умные » электросети и счетчики потребления ресурсов. «Первый этап будет очень простым, – констатирует Элфринк. – Люди будут тратить деньги, чтобы экономить их».

УМНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ

Cisco и сама тратит огромные деньги на разработку инструментов, позволяющих укрепить свое положение первопроходца. О проекте, который сейчас называется «Умные + Связанные Сообщества» (“Smart + Connected Communities”), было объявлено год назад после приобретения компании Richards-Zeta Building Intelligence. Стоимость сделки не раскрывалась. Программное обеспечение этой компании помогает связывать между собой здания по интернету. Идея продавать «город как услугу» появилась после приобретения доли в австралийском стартапе Majitek.

Обе технологии позволят интегрировать традиционные системы управления ЖКХ, разработанные компаниями Honeywell, UTC и Johnson Controls и контролирующие обогрев, кондиционирование и электроснабжение современных офисных зданий. Сейчас они «говорят на разных языках», каждая система использует свой собственный протокол.


Если предложение Cisco – покупка компании Tandberg за $3,4 млрд – будет принято, то компания автоматически станет лидером на рынке видеоконференций. Видеомониторы Tandberg добавятся к Cisco TelePresence – дисплеям размером с комнату, и их можно будет подключить к потребительским цифровым приставкам, разработанным компанией Scientific Atlanta – ее Cisco купила за $7 млрд.

Элфринк и его заместители окучивают мэров и правительства, наняли экспертов и работают совместно с архитекторами KPF, исследователями 3M и инженерами UTC, чтобы «поженить» энергосберегающие материалы и технологии с идеей городского интернета.

В речи о стратегии развития Cisco Чэмберс заявил: «Сеть стала еще одной коммунальной услугой». Метафора говорит сама за себя. Коммунальные услуги зачастую являются естественной монополией, дающей огромные прибыли на закрытом рынке. «Умные города» столь же соблазнительны для Cisco: они позволяют «переформатировать» базовые услуги населению – поставку воды или электроэнергии, чтобы превратить их в продукты с добавленной стоимостью, обеспечивающие почти вечный поток сервисных контрактов.

ЙОГА НА РАССТОЯНИИ

Официально объявленная задача Элфринка и Cisco в Нью-Сонгдо – обеспечить устойчивое развитие «с точки зрения экологии, бизнеса, общества». Но на месте стало хорошо видно, что Элфринк гораздо более взволнован перспективой создания «песочницы» размером с Бостон для апробирования технологий TelePresence – самого быстро растущего направления Cisco.

В день открытия Инчхонской ярмарки он с большой помпой разрезает ленточку перед павильоном своей компании, где можно услышать рассказ о перспективах развития. Хотя несколько роликов прилежно описывают работу термостата размером с город, настоящие звезды – мониторы со встроенными видеотелефонами. В одной из сценок актеры, играющие доктора и пациента, инсценируют врачебный осмотр через интернет.

«TelePresence станет сенсацией, – поясняет Элфринк. – Если вам нужно поговорить с соседями или заказать столик в ресторане, это можно сделать через TelePresence». Можно «посетить» занятие в Международном университете Нью-Сонгдо или урок по йоге, или просто поработать, не выходя из дома, как часто делает Элфринк в Бангалоре.
Трудно понять, как это все связано с заявленной целью «устойчивого развития», если, конечно, ваш хитрый план по сокращению выбросов углерода – попросту никогда не выходить из дома. С точки зрения Cisco, «зеленые» технологии – это и зеленые бумажки.

Установка экранов и «умных » приборов в каждом доме и офисе гарантирует спрос на самые толстые интернет-каналы и самые мощные коммутаторы. Cisco превращается в главного диспетчера как для инфраструктуры, так и для работающих на ее основе сервисов. Cisco и Gale будут управлять ключевыми услугами для города и горожан, привлекая другие компании для создания дополнительных услуг в обмен на комиссию с каждой операции.

Это примерно как магазин приложений Apple App Store, но только для домашних и коммунальных нужд. Представьте себе плоский настенный экран, на который постоянно идут звонки по TelePresence, по которому можно посмотреть показания счетчиков и что угодно еще. Например, за $5 в месяц можно получать ежедневную консультацию от вашего туалета.

«Я был бы рад каждое утро первым делом получать совет на тему питания, – Элфринк говорит это всерьез. – Станет ли TelePresence следующим iPhone? Я не знаю, но ничто не мешает мне об этом мечтать».

Таким образом, Cisco, похоже, выходит за пределы задачи устойчивого развития «умных » городов – это скорее социальная инженерия. Интересно, что именно такое представление о форсированной автоматизации раньше называлось «умным городом» – и именно поэтому никому не хотелось там жить. Людям не нравится, что приборы могут общаться друг с другом, и они не хотят перезагружать дом, если он зависнет.

Руководители ИТ-компаний считали, что отсутствие интереса – это следствие досадной необразованности клиентов, а не проявление здравого смысла. Cisco надеется обойти эту проблему в Нью-Сонгдо, установив систему TelePresence в каждой квартире, независимо от желания жителей. Предполагается, что попробовав, они быстро полюбят эту технологию. Стройте, и люди к вам потянутся.

ХАКЕРЫ ГОРОДСКОГО КОДА

«Деньги, которые вливаются в экономику под видом стимулов, – вот та возможность, которую они пытаются ухватить», – говорит Андреа ДиМайо, аналитик отдела общественных сервисов компании Gartner. ДиМайо скептически замечает, что все эти будущие генподрядчики пользуются чужими технологиями. Они склеивают их вместе, а потом подсчитывают, как удалось сократить выбросы углекислого газа. «Порывшись поглубже, начинаешь сомневаться в работоспособности этой стратегии», – говорит аналитик.

«Города – это очень сложные системы, а одна из особенностей сложных систем в том, что если ты начинаешь с ними забавляться, они ведут себя совершенно непредсказуемо», – говорит Пип Коберн, исследователь высоких технологий. В его книге «Функция перемен» доказывается, что многие технологии терпят крах именно потому, что менять старые привычки дорого и болезненно, и это перевешивает все плюсы.

А если речь идет о такой сложной штуке, как город, то: «Забудьте, – говорит Коберн. – Если вы хотите постановить, каким будет облик и устройство будущего города, то вам нужно к психиатру. Вы потратите годы и огромные деньги на то, чтобы разрушить жизнь людей».

Ладно бы, если Нью-Сонгдо был единичным смелым экспериментом. Однако 
Гейл собрал звездную команду архитекторов и технологов с прицелом на то, чтобы взломать исходный код городского развития. «Тут виден некий паттерн, и он повторяется», – убеждает он меня.

Он не успокоится, пока не сможет стандартизировать свои города и штамповать их для Китая в два раза быстрее. Первый клон Нью-Сонгдо начнут возводить в этом году на краю Чангша, столицы одной из провинций. Чангша больше Сингапура, а округ Мейчжи-Лэйк будет больше, чем Нью-Сонгдо, но столь же плотно застроенный, «умный », экологичный – и чем-то знакомый.

Этот и все последующие города будут стандартизированы, они будут использовать продукты компаний, с которыми сотрудничает Гейл. Одинаковые системы освещения, светофоры, лифты, топливные элементы, системы центрального кондиционирования, и, конечно, экраны TelePresence.
Его амбиции в точности соответствуют планам руководства Cisco. «Мы пытаемся клонировать города, – откровенно сообщает Элфринк, – но у нас пока нет для этого четких стандартов. Каждый традиционный город – это новый проект, новый процесс, новый интерфейс». Его поражает такая неэффективность. «Нельзя раз за разом тратить время на изобретение лифта или системы освещения».

Планы Гейла для Элфринка слишком неторопливы: Cisco собирается до конца года подписать контракты еще с пятью-шестью муниципалитетами. «Наша цель – создать целую экосистему деловых партнеров, которые помогают стандартизировать все, что может быть стандартизировано, а затем уже можно спокойно заниматься подгонкой проeкта под конкретные условия. В корейском городе социальная динамика отличается от городов в Китае или в Бразилии», – отмечает Элфринк.

КЛАДБИЩЕ ИДЕЙ

Действительно – в Корее все по-другому. Вот почему Cisco выбрала Нью-Сонгдо как экспериментальную площадку. В Корее всегда чрезвычайно быстро внедряли новые технологии: уже десять лет они используют смартфоны, социальные сети и широкополосный доступ, ставший уже повсеместным.

Но с другой стороны, Корея известна и как кладбище больших технологических идей – из этого же разряда и концепция «умных городов», которая в ретроспективе кажется довольно глупой.

«Да тут просто «качество жизни как сервис», – жалуется Адам Гринфилд, глава отдела по разработке пользовательского интерфейса в Nokia и автор книги «Everyware: 95 тезисов о повсеместной компьютеризации». – Здесь нет ничего, что кажется нам естественным, что само собой прорастает в городе. В Корее принято просто рисовать новые объекты на карте. Они расчищают рисовое поле, и вдруг оно выглядит в точности как какой-нибудь Верхний Вест-Сайд в Нью-Йорке».

Вот, например, «Город завтрашнего дня» – площадка за $82 млн, демонстрирующая неудачную технологию U-Life компании LG, бывшего партнера Гейла. Последний день в Нью-Сонгдо я трачу на посещение этого места, пока Элфринк проводит экскурсии для покупателей и партнеров.

«Город завтрашнего дня» – это призрак вчерашних идей «умных городов» и пример подхода, когда способы использования технологии вначале проектируют в лаборатории или отделе маркетинга, а потом тут же пытаются навязать ее потребителям. В нашей U-жизни люди должны были посещать U-галереи и U-библиотеки с экранами во всю стену. U-доктора диагностируют у нас лишний вес и прописывают U-тренировки на беговой дорожке, после душа U-парикмахер проецирует ваши лица на черепа корейских тинейджеров и рекомендует прическу на сегодня, а U-шкафы сами занимаются дизайном обстановки в офисах.

Приверженцы идеи «разумных городов» (не smart city, а smarter city), такие, как Гринфилд из Nokia или Карло Ратти, глава лаборатории Senseable City в MIT, сомневаются, что кто-либо когда-либо сможет создать универсальный сервис для «умных » городов и навязать его всем. Даже в «инкубаторах», которые Cisco строит на Аравийском полуострове и в Китае, жители, вероятно, сами будут решать, как им все обустроить.

Гринфилд предвидит три сценария развития «умных » городов Cisco, включая и Нью-Сонгдо. «Первый вариант – вы устанавливаете везде свои экраны, их никто не использует, так как люди слишком консервативны, и технология просто тихо умирает в силу отсутствия интереса. Второй – после начального всплеска интереса оказывается, что ваша система слишком жесткая, и ею опять же перестают пользоваться. Третий – люди начинают использовать эту систему, она становится невероятно популярной, но применяется совсем не так, как это представляли себе проектировщики и стратеги».

Автор - Грег Линдси
[перевод на Slon.ru]

Комментариев нет: